Новосибирск тогда и сейчас
Мы редко обращаем внимание на то, как меняется город. Особенно, когда живёшь в нём, всё вокруг становится привычным. Развивается так называемое «тоннельное» зрение. Фотография позволяет увидеть изменения городской архитектуры гораздо отчётливее.
Новосибирск — молодой город, который развивался очень стремительно и в короткие сроки стал миллионником. Но даже несмотря на то, что городу чуть более 100 лет, проект «Новосибирск. Тогда и сейчас» показывает, насколько сильно он изменился.
Пойма р. Каменки с видом на центральную часть города
В основе новосибирского поселения был и есть захват участков земли. Причина — в незаконном заселении кабинетских земель. Ново-Николаевск и Новосибирск всегда был, по сути, городом капиталистическим, городом, считающим выгоду. Захват сопровождался возникновением и необычным ростом промышленных и жилых «нахаловок». Свои проблемы переселенцы решали буквально в течение одного дня. Им нужно было лишь поставить печку. И это было основанием для жандармов, чтобы не сносить строящееся незаконно сооружение. В результате того, что это поселение всегда было стихийным, созданное по своим «законам», оно было предметом гордости горожан. В 1960-х годах после приезда вице-премьера США Никсона каменское поселение было снесено, а река помещена в подземный коллектор.
Школа №12
Здание школы — одно из 12 двухэтажных каменных школьных зданий, запроектированных и построенных А. Д. Крячковым в 1911–1912 гг. Оно было украшено замечательным архитектурным элементом русского модерна — крышей-кокошником, которая впоследствии при надстройке третьего этажа была утрачена. В 1923 году школа преобразована в среднюю общеобразовательную школу.
Площадь Свердлова
С мая 1925 г. по июль 1930 г. Новосибирск имел статус центра Сибирского края, а с июля 1930 г. по сентябрь 1937 г. — центра Западно-Сибирского края. Это один из самых ярких периодов архитектуры Новосибирска, когда многие построенные объекты впоследствии стали символами города и предметами гордости горожан. Это время формирования основной архитектурной среды и образа Новосибирска. Период характеризуется повышением средней этажности зданий до 5–7 этажей, активной реконструкцией существующей каменной купеческой застройки. Новые общественные и культурные здания формировали первые площади города и, таким образом, создали архитектурный ансамбль площади Свердлова, на которой 4 из 6 зданий построены по проектам архитектора А. Д. Крячкова.
Стоквартирный дом
Здание запроектировано архитекторами А. Д. Крячковым и В. С. Масленниковым в 1934 году. В 1937 году на торгово-промышленной выставке в Париже А. Д. Крячков получил Гран-при за достижение в архитектуре, в частности за 100-квартирный жилой дом для работников Крайисполкома. В начале 1940-х известный архитектор А. И. Гегелло, также обладатель парижского Гран-при, в своем выступлении на совещании Новосибирского отделения союза архитекторов СССР раскритиковал архитектуру стоквартирного жилого дома как чуждую пролетарскому духу. Однако сегодня 100-квартирный жилой дом — настоящая архитектурная гордость города.
Отель «Метрополитен»
Это первая кирпичная гостиница города. Здание отеля «Метрополитен» было построено в 1905 году (архитектор К. К. Лыгин) в Центральной части города, на улице Дворцовой (ул. Революции, 4). Здание выделялось на фоне нетипичных для города того времени жилых домов, построенных, как правило, в сибирском «кирпичном» стиле. Архитектура «Метрополитена» характерна скорее для особняков центральной части России. Именно в этом здании в 1912 году появилась первая в городе ванная. Для тех лет это было событие, и в 1917 году здесь была открыта гостиница «Метрополитен» на 14 номеров.
Новониколаевское подворье
Здание, в котором размещалась гостиница «Новониколаевское подворье», построено купцом Иваном Тимофеевичем Суриковым. Он успешно вёл дела в Барнауле, а потом переехал в Новониколаевск. Здесь он избирался на пост городского старосты, купеческого старосты, был первым «мэром» города. В здании размещалось единственное в то время отделение банка — «Сибирского» . После достройки на втором этаже располагался дом приезжих «Новониколаевское подворье». После революции здесь разместились профсоюзы Новониколаевской организации РКП(б), а потом типография Совнархоза № 1. После ликвидации типографии здание бывшего Новониколаевского подворья занимали торговые бутики и кофейни.
Комплекс зданий жилкомбината «Динамо». Дом НКВД. Германское консульство
Жилой комбинат «Динамо» (архитекторы Б. А. Гордеев, С. П. Тургенев) — памятник архитектуры конструктивизма. В проектировании здания принимал участие Н. В. Никитин, выдающийся советский инженер-конструктор, автор конструкторских решений фундаментов и каркаса МГУ в Москве, знаменитой Останкинской телебашни и металлического каркаса монумента Родина-Мать на Мамаевом кургане. По составу помещений жилой комбинат делился на две части: первая часть включала гостиницу на 250 человек, механизированную столовую, магазин и контору «Динамо», вторая — состояла из 56 индивидуальных квартир без кухонь и детсада дневного пребывания. Позднее, после войны, гостиница получила название «Сибирь». Здесь работал знаменитый ресторан с эксплуатируемой террасой. На первом этаже размещалась пирожковая, а на самом углу ул. Октябрьской — кулинарный магазин, продающий вкусные пирожные. После перестройки 1990-х годов на первых этажах здания разместилось консульство Германии.
Красный проспект, 13
Здание на углу улицы Гудимовская (ул. Коммунистическая) и Николаевского (Красного) проспекта в Новониколаевске, известное как дом Бузолина, было построено в 1908–1909 годах. На первом этаже находился «Канцелярский и писчебумажный магазин» и типолитография Кассианова, часовой и ювелирный магазин «Торгового дома Ициксон» и другие торговые заведения. В начале 1930-х годов по проекту архитектора И. Т. Воронова этот дом был надстроен на два этажа и объединён с подобным ему зданием, замыкавшим квартал. В результате образовалось новое здание — жилой дом «Сибстройпути», в настоящее время расположенный на Красном проспекте, 13, между улицами Коммунистической и Октябрьской. С улицы Коммунистической и сегодня можно видеть узкое окно и арку, напоминающие о старой застройке.
Часовня
В 1915 году в честь 300-летия дома Романовых на Николаевском (ныне Красном) проспекте была построена часовня во имя Святителя и Чудотворца Николая. Организатором строительства выступило благотворительное общество «Ясли». Сбор средств производился по подписке. Основа проекта безвозмездно выполнена архитектором А. Д. Крячковым, подрядчиком выступил колыванский мещанин И. С. Дуров, надзор за строительством вёл городской архитектор Ф. Ф. Рамман. 9 ноября 1929 года Президиум Новосибирского окрисполкома постановил закрыть часовню, а в начале 1930 года часовню «по просьбе трудящихся» снесли. На её месте был установлен памятник рабочему-молотобойцу. В конце 1930-х годов памятник рабочему-молотобойцу сменил монумент И. Сталину. В 1961, после развенчания культа личности, монумент демонтировали. К 100-летию Новосибирска в 1993 году, немного отодвинув к реке, часовню восстановили. Современная часовня по масштабу и пропорциям отличается от дореволюционной, но при этом по-прежнему является архитектурной достопримечательностью города.
Угол Красного проспекта и Максима Горького
Квартал купеческой застройки вдоль Красного проспекта между улицами Чаплыгина (бывшая Асинкритовская) и Максима Горького (бывшая Тобизеновская) просуществовал почти до конца 60-х годов ХХ века. Перед сносом здесь, в бывших домах Захарова и Маштаковой, размещались знаменитые в Новосибирске магазины: спортивный, магазин книг и канцелярских принадлежностей, «Табаки». Для гостиницы артистов театра и балета работало кафе «Сибирские пельмени», в котором постоянно собирался артистический бомонд города. Архитектура зданий, стоявших напротив купеческого ряда, полностью соответствовала столичному масштабу и советской идеологии: сталинский ампир соседствовал с авангардом конструктивизма. А вот невысокая, мелкомасштабная, «буржуазная» эклектика кирпичных домиков стала раздражать идеологов. В 1950-х годах купеческие дома не сносились, а надстраивались. Именно такой предполагалась реконструкция квартала. На углу, обращенном в сторону центра, должна была появиться классическая башня со шпилем, чем-то напоминающая московские высотки. Но только в 1960-е годы журналисты пишут о скором сносе прошлой дореволюционной застройки, заменой её современными высотными зданиями «из стекла и бетона». Так в центре города появился модернистский 14-этажный «небоскрёб».
Дом Ленина
20-е годы прошлого столетия отмечены необычайным идеологическим пропагандистским духом революции. Символом перерождения буржуазного и купеческого Новониколаевска в сибирскую столицу рабочих и крестьян стал Дом Ленина. Именно в этом здании было утверждено новое название города Новосибирска, который вплоть до 1937 года оставался административным центром Сибирского края.
Дом Ленина построен как оптимистичный ответ на трагическую смерть вождя пролетариата. Интересен факт сбора средств на строительство Дома Ленина, для чего было выпущено 1 000 000 почтовых марок, равноценных по стоимости кирпичу. Покупая марку, горожанин как бы вкладывал свой «кирпич» в великую стройку. Строительные работы были завершены к 1 мая 1925 года, но сразу же был сделан проект его реконструкции и надстройки на два этажа. Летом 1926 года строительство нового дома было завершено. Дом Ленина выглядел отчасти похожим на московский прототип — мавзолей на Красной площади, образец симбиоза ассиро-вавилонской пирамиды и авангардного конструктивизма. В сталинскую эпоху, в 1935 году здание приютило Театр юного зрителя. Сегодня в нем размещается Новосибирская филармония. В 1947 году после победы в Великой Отечественной войне здание было преобразовано В. М. Тейтелем в классические триумфальные ворота в виде портика. Но даже после таких изменений Дом Ленина остался настоящим символом революции, храмом эпохи ленинизма со своим некрополем — сквером героев революции.
Торговый корпус
В 1911 году на ярмарочной площади построен Торговый корпус, автором архитектуры которого стал томский архитектор А. Д. Крячков. Здание запроектировано в стиле модерна. 24 декабря 1908 года Новониколаевск получил статус полноправного города, что стало результатом упорной целенаправленной борьбы жителей за городское положение. В новом здании разместились 16 магазинов, Городская управа, казначейство, отделение Госбанка, в подвальном этаже — склады, котельная и автономная электростанция. Тротуар возле здания был выложен из чугунных решеток со стеклоблоками для освещения подвала. Торговый корпус стал символом утверждения городского самоуправления — первой городской ратушей. Впоследствии, в 1930-е годы, здание пытались неоднократно снести. В разные годы в Торговом корпусе размещались магазин «Орбита», институт «Гипроторг» и ресторан «Центральный». Сегодня здесь Краеведческий музей.
Площадь Ленина
Сегодня пл. Ленина со своими строгими парадными зданиями представляет результат продуманного проекта. Мало кто знает, что в основе создания площади лежит всё та же стихийность развития Новосибирска. В 1926 году при проектировании по предложению инженера Сафронова здание Доходного дома было решено отодвинуть от красной линии проспекта на 65 метров для организации парковки автомобилей. Однако автомобили для провинции пока были неактуальны, поэтому на месте стоянки сначала разбили маленький скверик. Это и стало началом для рождения центральной площади Новосибирска. Новое здание Госбанка в 1931 году построили также с отступом от красной линии. В результате получилось приличное городское пространство. Формирование границ центральной площади было закончено в начале 1930-х годов строительством гигантского здания Дома науки и творчества, будущего Оперного театра.
Но даже после открытия театра изменение пространства площади продолжалось: реконструировались здания горисполкома и партшколы, застраивались улицы Орджоникидзе и Депутатская. В 1960-е годы в северо-западный угол площади пришла Вокзальная магистраль. Практически каждое десятилетие прошлого века на площади Ленина отмечено какими-то знаменательными постройками. Только архитектурных стилей целых шесть.
Оперный театр
В 30-е годы ХХ века начинается строительство крупнейшего здания Новосибирска — Театра оперы и балета. Первоначально здание проектировалось как Дом науки и культуры в современном функциональном стиле. Архитекторы предусмотрели новейшие театральные технологии, а огромный купол был предназначен для нового вида кинотеатра, проецирующего фильм на сферическую поверхность Так как здание предназначалось для массовых мероприятий, проект предусматривал и пропуск через здание праздничной демонстрации. Однако строительство затянулось, а стилистические предпочтения руководства страны кардинально изменились. Создателей здания обвинили во вредительстве, а архитектуру подвергли резкой критике. В середине 1930-х годов принимается решение об изменении функции строящегося здания. Из демократического Дома науки и культуры он превращается в элитный Театр оперы и балета.
Для нового архитектурного оформления объявляется архитектурный конкурс, в котором участвуют как знаменитые российские, так и местные новосибирские архитекторы. Победивший проект новосибирского архитектора Б. А. Гордеева был направлен в 1934 году для дальнейшей проработки во Вторую мастерскую Моссовета академика А. В. Щусева, который, кстати, крайне негативно относился к идее этого сооружения. Уникальным было сооружение гигантского, самого большого на тот период в мире железобетонного гладкого купола. При размерах 55 метров в диаметре и 25 метров высотой купол имел толщину оболочки в верхней части всего 8 см, что составляло 1/750 часть диаметра. Таким образом, был достигнут наивысший предел рационального использования железобетона.
Здание Театра оперы и балета — одно из самых крупных в России и самое большое за Уралом. Его открытие совпало с празднованием Дня Победы 9 мая 1945 года. Гигантское здание прекрасно декорировано и напоминает римские сооружения. Поэтому неудивительно, что метафорические названия театра «Сибирский Колизей» и «Сибирский Пантеон» полностью подтверждают как имперский, так и культовый эпохальный дух этого сооружения. Театр оперы и балета навсегда стал архитектурным символом Новосибирска и признан в мире как одно из уникальнейших зданий.
Вокзальная магистраль. Улица Семипалатинская (Орджоникидзе)
В 1925 году был разработан эскизный проект генерального плана г. Новосибирска под руководством И. И. Загривко. Предусматривалась радиально-кольцевая планировочная схема реконструкции уличной сети старого Новониколаевска, в которой была заложена идея диагональных магистралей. В 60-х годах ХХ века Вокзальная магистраль, несмотря на споры в профессиональных кругах, была окончательно «пробита» по исторической застройке. Прямая Вокзальная магистраль стала новым градостроительным решением города. Теперь с площади Ленина можно было визуально увидеть входную арку железнодорожного вокзала.
Здание НГАХА
Первоначально в 1923 году здание государственных учреждений на углу ул. Семипалатинской (ныне ул. Орджоникидзе) и Красного проспекта проектировалось архитектором А. Д. Крячковым четырёхэтажным. Но в процессе строительства его решили оставить двухэтажным с возможностью будущей надстройки. Первый этаж отводился под государственные учреждения, а второй — под помещения Государственного банка. В 1935–1937 годах двухэтажное здание Госучреждений надстроили и реконструировали под Плановый институт. Декоративное оформление здания было выполнено крупномасштабным для поддержки архитектурного ансамбля оформления площади Ленина, его центром стало огромное здание Оперного театра. Длительное время, с 1937 до 1989 год, в здании размещались ленинские и партийные курсы, переросшие в высшую партийную школу. С 1993 года в этом здании Новосибирская государственная архитектурно-художественная академия готовит будущих архитекторов, художников и дизайнеров.
Здание 1-й поликлиники
Конкурс на проект был объявлен в 1927 году. Первую премию получил проект московского архитектора П. Щёкина, вторую — проект А. Д. Крячкова. Здание имеет виртуозно организованную планировочную связь кабинетов и лабораторий — не коридорами, а просторными залами ожидания. Мировое общество DOCOMOMO, охраняющее памятники современной архитектуры, признало архитектуру поликлиники как одно из 800 лучших авангардных творений в мире.
Дом на углу Советской и Ленина
Контора Всесоюзного текстильсиндиката первоначально, в 1925 году, была построена в стиле рационалистического модерна по проекту архитектора А. Д. Крячкова в сотрудничестве с инженером-строителем Р. А. Петерфреундом. На первом этаже размещались магазины по продаже тканей, на втором — конторские и служебные помещения. В 1930 году Дом текстилей был передан конторе «Сибуголь». Здание было расширено и надстроено на 2 этажа по проекту инженера Лалевича в конструктивистском стиле, таким образом, нижняя и верхняя части здания имеют разную архитектуру. Впоследствии в этом здании располагались Институт почвоведения и агрохимии СО РАН, а на первом этаже — гастроном № 3 и хлебный магазин «Золотой колос».
Дворец труда
Здание Дворца труда — характерный пример поисков новой типологии и архитектуры в первые годы Советской республики. Дворец труда был запроектирован в 1923 году в стиле романтической «замковой» архитектуры. Проект предусматривал размещение 20 краевых отделов профсоюзов, клубов советских служащих и строителей, кинотеатра «Пролеткино» на 800 человек, зала заседания на 300 человек, библиотеки, гостиницы и столовой. Предполагалось возведение тридцатиметровой башни для размещения радиостанции. Башню должна была завершать изображающая земной шар стеклянная сфера. «Немеркнущий свет Октября» должен был символизировать помещённый внутри сферы источник света. Однако здание построили без запроектированной башни. В 1936 году здание надстроили на 2 этажа. Сегодня в здании размещается Новосибирская государственная академия водного транспорта.
Аптека на углу Ленина и Урицкого
Здание располагалось на углу улиц Урицкого и Ленина. После реконструкции в 1950-х годах по проекту архитектора К. К. Леонова оно значительно увеличилось по длине и стало пятиэтажным жилым домом. Прежнее здание «Сибмед» вошло в тело нового классического объема, при этом и сегодня на углу располагается аптека. Такой подход был характерен для архитекторов 30–50-х годов ХХ века, когда прежний объект не сносился, а его конструкции использовались для активной реконструкции.
Клуб совторгслужащих. Дом культуры Октябрьской революции
Здание было построено по проекту архитектора И. А. Бурлакова. В 1934 г. ему было присвоено имя И. В. Сталина. Это было самое крупное клубное здание в Новосибирске с двумя залами на 600 и 200 мест. Ступенчатая композиция закругленной угловой входной части здания должна была выражать его идейную значимость — доступность широким массам трудящихся. Мировое общество DOCOMOMO, охраняющее памятники современной архитектуры, признало его одним из 800 лучших авангардных творений архитектуры в мире. После развенчания культа личности Сталина клуб переименовали в Дом культуры имени Октябрьской революции. В народе бытовало прозвище клуба — «Кобра», по разным версиям, либо из-за сокращения названия, либо от прозвища Сталина «Коба». Именно с таким названием — «Кобра» — сегодня вплотную к клубу пристроили высотный бизнес-центр.
Аэроклуб на ул. Крылова
Первая Сибирская школа пилотов для подготовки лётчиков, парашютистов и моделистов в рядах ОСОАВИАХИМа была создана в 1930 году. С 1933 года школа переименована в Школу лётчиков Западно-Сибирского края и стала носить имя председателя крайисполкома Грядинкого . В конце 1934 года школа реорганизована в Новосибирский аэроклуб. Для клуба в этом же году было построено новое здание. В клубе проходила подготовку знаменитая советская лётчик-испытатель М. Л. Попова. В 60-е годы ХХ века левое крыло здания занимал Институт геодезии и картографии. Сегодня здесь находится Новосибирское региональное отделение ДОСААФ.
Коммунальный мост
Сейчас мало кто помнит, что в 40-х годах на правом и левом берегах Оби в Новосибирске были разные часовые пояса. Левобережье, развитое к 1950-м годам как самостоятельный город, стремилось соединиться с культурным Правобережьем. Это случилось в ноябре 1955 года, когда открылся Коммунальный (ныне Октябрьский) мост.
Мост дал огромный градостроительный эффект, и особенно для Кировского (а ныне и Ленинского) района. Почти мгновенно на месте картофельных полей возник проспект Карла Маркса, который стал главной улицей Левобережья.
Мечеть
Мечеть Новониколаевского магометанского общества была построена на средства верующих в 1916 году в вокзальной части Новониколаевска. Расположенная на Бурлинской улице и практически на Андреевской площади мечеть была хорошо заметна не только с вокзальной, но и центральной части города. В 1937 году мечеть была закрыта, минарет и гумбас разобраны, а имущество расхищено. В последующие годы в здании размещались различные государственные учреждения и организации, последним из которых был Новосибирскдорстройтрест. Вдоль периметра Андреевской площади (ныне площади Кондратюка) в 1950-х годах были построены жилые дома. Здание затерялось внутри квартала. В результате эксплуатации первоначальный вид мечети был сильно искажён. После распада СССР мечеть была снова передана Местной мусульманской организации Новосибирской области Духовного управления мусульман (Омский муфтият).
Костёл. ЦУМ
Здание стояло на углу проспекта Димитрова и Вокзальной магистрали, перед построенным в будущем зданием ЦУМа. В 1901 году по ходатайству римско-католического общества Новониколаевского посёлка были собраны средства из добровольных пожертвований на строительство молитвенного дома. Согласно Высочайшему соизволению Государя Императора Николая II 6 марта 1903 года под постройку римско-католического молитвенного дома был безвозмездно передан земельный участок между 24-м и 29-м кварталами Новониколаевска. В 1905 году был заложен фундамент под каменный костёл во имя св. Казимира и освящён Томским настоятелем И. Демиксисом в присутствии инженера Коссовского и прихожан. Здание снесено в начале 1960-х годов.
Северные ворота
В 1950-е годы была воплощена градостроительная идея северных ворот центральной части Новосибирска. Они расположились на пересечении улицы Достоевского и Красного проспекта и представляют собой два жилых пяти- и шестиэтажных здания с портиками, обращенными на север. В этом месте рельеф Красного проспекта поднимается в гору, а построенные рядом здания советской классики создают замечательную перспективу, которая становится в 1960-х годах настоящим архитектурным символом Новосибирска.
ДК Горького
Дом культуры имени Горького был построен к 1957 году. Здание являлось ядром градостроительной композиции центральной части ул. Богдана Хмельницкого. Это одно из последних зданий в городе, построенных в классической ордерной архитектуре. На фронтоне здания ДК Горького были установлены скульптуры, позже убранные во время ремонта. Сегодня именно этот архитектурный ансамбль отражает контекст знаменитой «Богдашки» — соцгорода Новосибирского завода химконцентратов.
ДК Жданова
В послевоенный период в Новосибирске возник ряд архитектурных ансамблей. К ним относится застройка северной части Красного проспекта за площадью Калинина по проекту архитектора В. А. Добролюбова. Жилые дома оформили площадь перед ДК имени Жданова (ныне ДК Авиастроителей), на котором был установлен памятник И. В. Сталину и В. И. Ленину. Скульптор изобразил их в дружеской беседе, сидящими на садовой скамейке.
Аэропорт «Толмачёво»
Официальной датой рождения аэропорта Толмачево считается 17.01.1955, а 22.02.1955 на военную полосу аэропорта приземлился первый почтовый реактивный самолёт Ил-28, доставивший из Москвы в Новосибирск матрицы центральных газет. 22.11.1956 в Толмачёво впервые приземлился реактивный самолёт Ту-104. А днём рождения пассажирского аэропорта считается 12 июля 1957, когда был выполнен первый пассажирский рейс № 020 Новосибирск — Москва с промежуточной посадкой в Свердловске. Самолёт Ту-104 доставил в столицу 50 пассажиров. Командиром воздушного судна был В. М. Купало. 21 ноября 1963 года было принято в эксплуатацию новое здание аэровокзала по проекту архитектора А. А. Воловика общей площадью помещений 10 254,4 м2 с пропускной способностью 1000 пассажиров в час. Более 30 лет трёхэтажное здание с красным козырьком было визитной карточкой главного аэропорта Сибири.
Весь собранный материал вошёл в исторический фотоальбом «Новосибирск. Тогда и сейчас». Над этой книгой мы работали вместе с архитектором Игорем Викторовичем Поповским.
Спасибо всем, кто участвовал в процессе подготовки издания. Особую благодарность выражаем Музею города Новосибирска и антикварно-букинистическому магазину «Сибирская Горница».
Смотрите также:
- Дата: 15-04-2015, 15:15